IPB Elegia Style© Fisana

Перейти к содержимому


- - - - -

Комитет сената США вывел российские Союзы


В теме одно сообщение

#1 Philipp K

    菲利普·庫拉科夫

  • Administrators
  • 17498 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва

Отправлено 06 October 2008 - 14:20

Комитет сената США вывел российские "Союзы" из-под действия американских санкций

Профильный комитет по иностранным делам сената США на заседании во вторник единогласно проголосовал за дальнейшее использование российских космических кораблей "Союз" для доставки американских и других зарубежных астронавтов на международную космическую станцию (МКС), выведя для этого "Союзы" из-под действия существующих в США антииранских санкций, передает корреспондент РИА Новости.
Решение сенаторов разрешает также США продолжать закупать в России уникальное космическое оборудование и технологии, включая скафандры и инструменты для работы в открытом космосе.
Соответствующий законопроект, утвержденный сенатским комитетом в форме специальной разрешительной поправки к закону о санкциях, направлен теперь на утверждение сената в полном составе.
Профильный комитет утвердил положение, согласно которому НАСА может продолжать оплачивать услуги российских "Союзов" для полетов к МКС после 1 января 2012 года и до того момента, когда в строй вступит будущий новый американский пилотируемый космический корабль Orion. Проект поправки в качестве законодательной инициативы Белого дома был внесен еще в апреле этого года в сенат США главой НАСА Майклом Гриффином, который подчеркнул тогда, что НАСА сейчас имеет разрешение на закупку услуг российских "Союзов", но это разрешение действует только до конца 2011 года.
"Обязательства США по обеспечению доставки экипажей и услуг в чрезвычайных ситуациях для МКС сохраняются после 2011 года и "Союз" будет для США единственной возможностью выполнить эти обязательства до тех пор пока такие транспортные и спасательные услуги не смогут обеспечить американский пилотируемый корабль Orion или американские коммерческие компании", - говорилось в апрельском сопроводительном письме Гриффина к этой поправке.
По словам Гриффина, "у США не будет ни "американского" присутствия на борту МКС для астронавтов, ни допуска к исследовательской аппаратуре для американского научного сообщества, если мы не сможем закупить новые транспортные и спасательные услуги у России". Гриффин сообщил также, что "Союзы" нужны США для выполнения своих обязательств не только по доставке и возвращения с МКС американских астронавтов но также "для доставки европейских, японских и канадских экипажей".
"У НАСА будет также продолжающаяся потребность закупать определенные товары и услуги, по которым Россия обладает уникальными возможностями, включая то, что связано с российскими космическими скафандрами, программным компьютерным обеспечением, инженерной поддержкой оборудования, инструментами и обучением для выходов в открытый космос и что требуется для эффективной работы на борту МКС", - говорится в письме.
Для того, чтобы НАСА могло продолжать пользоваться услугами "Союзов", утвержденный сенаторами законопроект вносит в виде разрешительной поправки необходимые изменения в существующий в США закон о санкциях против Ирана, запрещающий американскому правительству оплачивать такие услуги из-за российского сотрудничества в ядерной области с Ираном.
В апрельском письме Гриффина подчеркивалась срочность принятия данной разрешительной поправки.
Сообщив сенаторам, что "изготовление кораблей "Союз" должно начинаться примерно за 36 месяцев до запуска", глава НАСА предупредил их в своем апрельском письме, что "производство кораблей "Союз", необходимых для доставки американских экипажей, окажется под угрозой", если контракты на их изготовление "не будут заключены в 2008 году".
Заместитель госсекретаря США по политическим вопросам Уильям Бернс подтвердил на сенатских слушаниях на минувшей неделе, что США в настоящее время зависят от России для осуществления полетов на МКС и поэтому администрация Буша всячески поддерживает внесенную в американский конгресс поправку, выводящую российские космические корабли "Союз" из-под действия существующих санкций.
Подчеркнув, что "администрация полностью поддерживает эту поправку по очень практическим причинам", Бернс сообщил тогда, что "в ближайшей перспективе мы действительно зависим от России в качестве нашего источника для того, чтобы добраться до космической станции".. По его словам, космос является "такой сферой сотрудничества, в которой мы совершено ясно исходим из собственного интереса". "Наши взаимоотношения с Россией в космическом сотрудничестве заключаются в том, что мы взаимно зависим друг от друга", - подчеркнул тогда замгоссекретаря США.
Выступивший тогда же на слушаниях председатель сенатского подкомитета по персоналу вооруженных сил США и член сенатского комитета по разведке сенатор-демократ Билл Нельсон разъяснил, почему США заинтересованы в принятии поправки по "Союзам".
"НАСА создало для себя проблему, связанную с тем, что в 2010 году мы закроем программу "шаттлов", но наша новая система - ракета Ares с капсулой Orion - не будет готова раньше 2015 или 2016 года", - заявил сенатор Нельсон, подчеркнув, что в космической программе США "будет разрыв в течение пяти или шести лет, когда единственным способом для нас добраться на космическую станцию, которую мы построили и оплатили, будет российский космический корабль "Союз"". По словам Нельсона, в США "многие не понимают, что на эти пять-шесть лет нам нужно заключить с русскими контракт, чтобы они построили эти (дополнительные) космические корабли, чтобы на них можно было добираться туда (к МКС) и обратно и иметь при этом пристыкованный там спасательный корабль на случай если им (экипажу) придется покидать космическую станцию".
"Контракт нужно подписывать уже сейчас и нам нужно принять разрешительную поправку к закону, который говорит, что мы не можем вести дела с Россией потому, что они помогают Ирану в его ядерной программе", - разъяснил сенатор.
"Я поддерживаю ее (поправку), просто потому что мы больше ничего не можем с этим сделать - нам же нужно как-то добираться на нашу космическую станцию и возвращаться с нее, но из-за агрессии России в Грузии мы сейчас получили сложности, которых в нормальной ситуации у наших возможностей добираться до космической станции не было бы", - сказал тогда глава сенатского подкомитета.

Источник: РИА "Новости"

#2 Philipp K

    菲利普·庫拉科夫

  • Administrators
  • 17498 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва

Отправлено 06 October 2008 - 14:22

Альтернативы российским "Союзам" у США нет

Юрий Зайцев, эксперт Института космических исследований РАН, - для РИА Новости.

После 2010 г. Америка, скорее всего, лишится собственных возможностей по доставке астронавтов на Международную космическую станцию (МКС). В течение нескольких лет монополией полетов к ней станут владеть российские корабли "Союз". США будет крайне сложно обойтись в этот период без сотрудничества с Россией. Еще на сенатских слушаниях в среду 17 сентября в Вашингтоне заместитель госсекретаря США по политическим вопросам Уильям Бернс сообщил, что США в настоящее время зависят от России для осуществления полетов на МКС, и поэтому администрация Джорджа Буша поддерживает внесенную в американский конгресс поправку, выводящую российские космические корабли "Союз" из-под действия существующих санкций.

Во вторник, 23 сентября, американский конгресс должен рассмотреть уже поддержанную президентом Дж.Бушем поправку, разрешающую Национальному агентству по аэронавтике и космическим исследованиям США (NASA) покупать российские космические корабли "Союз" и связанные с их запуском услуги.

Напомним, что покупка российских космических технологий была запрещена принятым Конгрессом в 2000 г. специальным законом о противодействии разработкам ядерных технологий в Иране. В этом законе указывалось, что запрет будет действовать до тех пор, пока Россия сотрудничает с Ираном в области ядерных технологий.

После катастрофы шаттла Columbia единственным средством доставки экипажей и грузов на МКС остались российские "Союзы" и "Прогрессы", и Роскосмос прямо заявил, что NASA следует поучаствовать в финансировании их полетов.

В свою очередь американское космическое агентство было готово взять на себя доставку одного российского космонавта на станцию, если Россия будет включать в состав экипажей "Союзов" одного американского астронавта, что обеспечит гибкость ротации. Но из-за неопределенности со сроками возобновления полетов шаттлов выстроить такой план было затруднительно. Да и надежность шаттлов вызывала все большие сомнения.

В итоге в сентябре-ноябре 2005 г. Конгресс США внес поправки в закон о нераспространении ядерных технологий в части, касающейся закупки российских космических кораблей, а президент Дж.Буш утвердил их. То есть действие закона было приостановлено, но сам он не был отменен. Согласно поправкам NASA разрешалось приобретать у России услуги для МКС в период до 1 января 2012 г.

В декабре 2005 г. было подписано соглашение на сумму 43,8 млн долл. о возвращении в апреле 2006 г. с МКС командира от США 12-й экспедиции (МКС-12), запуске и возвращении его соотечественника бортинженера МКС-13, отправке на станцию американских грузов на российских "Прогрессах" и "Союзах" в начале 2006г., а также резервирование для американского члена экипажа МКС-13 места на спасательном корабле "Союз" на случай аварийной посадки.

В октябре 2006 г. NASA и Роскосмос заключили еще одно соглашение на сумму около 160 млн долл. о доставке на МКС и возвращении на Землю астронавтов экипажей МКС-14, МКС-16 и МКС-18 на трех кораблях "Союз" в период 2006-2008 гг. Соглашение также оговаривало доставку на станцию в 2007-2008 гг. американских грузов общей массой, эквивалентной полезной нагрузке двух кораблей "Прогресс".

И, наконец, в апреле прошлого года NASA подписало с Роскосмосом контракт на сумму 719 млн долл., предусматривающей ротацию членов экипажей американского сегмента (АС) МКС, использование российского корабля-спасателя и доставку на станцию грузов в период 2009-2011 гг.

Контракт стал крупнейшим за всю историю сотрудничества двух стран. До этого самым большим в финансовом плане было российско-американское соглашение о проведении в течение четырех лет семи длительных экспедиций астронавтов NASA на станцию "Мир" и девяти стыковок с ней шаттлов. Этот контракт потянул в общей сложности на 473 млн долл.

По условиям контракта 2007 г. Россия должна доставить на станцию и вернуть на Землю в общей сложности 15 членов АС МКС: шестерых в 2009 г., шестерых в 2010 г. и трех в 2011 г. Российские корабли также доставят на станцию и удалят с нее почти 6 т американских грузов. Кроме того, NASA приобрело возможность доставки на МКС груза массой 1,4 т на российском Стыковочно-грузовом модуле (СГМ). Его запуск на шаттле намечен на 2010 г. Американское космическое агентство также зарезервировало одно дополнительное место в постоянном экипаже станции на срок около шести месяцев в 2009 г. Оно будет предоставлено зарубежным партнерам NASA по проекту.

Все члены экипажа АС МКС в 2009-2011 гг. и дополнительный член экипажа в 2009 г. будут прибывать на станцию, как и сейчас, на российских "Союзах". Полностью американские экипажи на этих кораблях формировать не планируется. Командирами кораблей будут только российские космонавты.

В январе 2004 г. Дж.Буш объявил программу Constellation, предусматривающую создание нового пилотируемого космического комплекса CEV - Crew Exporation Vehicle (в 2006 г. он получает наименование Orion), предназначенного для полетов к МКС, на Луну и к Марсу. Одновременно было заявлено, что после 2010 г. система космических челноков Space Shuttle будет выведена из эксплуатации. В промежуток между выводом из эксплуатации шаттлов и запуском "Орионов" NASA собиралось использовать российские корабли "Союз".

Однако ситуация в Южной Осетии привела к ухудшению отношений между Россией и США. Американские политики стали высказывать сомнения, подчеркнем совершенно необоснованные, что договоренность с Россией о дополнительной покупке мест на "Союзах" останется в силе. Впервые о подобной угрозе заявил сенатор от штата Флорида Бил Нельсон 14 августа. Затем к нему присоединились несколько влиятельных чиновников, которые опасаются, что после 2010 г., когда шаттлы прекратят свои полеты, у американских астронавтов не останется доступа к МКС. И эта проблема будет сохранять актуальность, как минимум, до 2015 г. Вместе с тем, получение нового "разрешительного" документа в сложившейся ситуации, по их мнению, маловероятно.

В связи с этим предлагалось максимально ускорить работы над новой американской РН Ares-1 и пилотируемым кораблем Orion, а также принять меры по продлению сроков эксплуатации шаттлов до появления этих космических систем.
Что касается корабля Orion, то пока его преследуют трудности, как технического, так и финансового характера, и первый тестовый полет, который был запланирован на 2013 г., уже перенесен на 2014 г.

Продление ресурса безнадежно устаревших шаттлов, а это дополнительно 4 млрд долл., администратор NASA Майкл Гриффин назвал "джихадом". Отсюда - "первая и самая очевидная возможность развития событий, - считает он, - что не будет никаких американских астронавтов и космонавтов наших международных партнеров на космической станции после 31 декабря 2011 г. Будут только русские".

Обеспокоенность американцев имеет более чем призрачные причины: Россия всегда отличалась безукоснительным выполнением взятых на себя обязательств. Она их никогда не нарушала даже в годы холодной войны. Но и "возить" американцев в космос даром она не будет. Причем проблема должна быть решена не позднее начала 2009 г.: цикл изготовления российских кораблей порядка 2-х лет.

В России пока не верят, что американцы могут бросить многомиллиардный проект, а заодно и подвести своих европейских, канадских и японских партнеров. Более того, Майкл Гриффин прямо заявляет о возможности продления срока работы МКС за ранее установленный "календарный" срок 2015 г. "Мы привержены строительству и использованию станции на протяжении значительной части следующего десятилетия". И добавил, что МКС занимает основное место на ближайшие годы в космической политике США и что медико-биологические исследования на ней прямо способствуют подготовке будущих работ на Луне и экспедиций на Марс.

Словом, сегодняшняя ситуация со средствами доставки людей и грузов на МКС отнюдь не безвыходная и развязки, несомненно, будут найдены. Хотя бы потому, что в наличии обоюдный интерес.

В крайнем случае, Россия вместе с ЕКА, наверное, смогут эксплуатировать МКС и без США. Помимо российских средств поддержания функционирования станции доставка на нее грузов с Земли обеспечивала бы и европейская система ATV-ARV (Automated Transfer Vehicle - Advanced Return Vehicle). Россия и ЕКА совместно ведут работы и по перспективной пилотируемой транспортной системе, которая должна быть создана к 2015 г.

Уже сейчас, по заявлению руководителя полета российского сегмента станции Владимира Соловьева, системы МКС способны обеспечить жизнедеятельность экипажа из 6 человек, а в перспективе, с появлением новых российских модулей, довести его до 10 человек.





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей

Copyright © 2024 Your Company Name