Я отдаю должное качеству объективов с фиксированным фокусным расстоянием, но на практике предпочитаю зумы за их оперативность и универсальность. Исключение делаю только для макрообъективов и сверхширокоугольников. Сверхширокоугольными обычно называют объективы с углом зрения 83 градуса и шире (или с фокусным расстоянием 24 мм и меньше в экв. для 35 мм пленки). Существуют объективные трудности проектирования сверхширокоугольных объективов. Как правило, даже лучшие из них грешат значительным падением разрешения и виньетированием на открытой диафрагме, падением разрешения по краям изображения на всех диафрагмах, заметной дисторсией и при этом имеют большие габариты, вес. У зумов эти проблемы или особенности выражены еще сильнее.
Тем интереснее будет посмотреть, чем нас сможет удивить сверхширокоугольник с многообещающей надписью Limited на боку. Напомню, что культовая серия «Limited» (визитная карточка оптики Pentax) начиналась с трех пленочных объективов (FA31/1.8; FA43/1.9 и FA77/1.
. Ключевыми понятиями, характеризующими пленочные «лимы», будут: бескомпромиссные оптические характеристики (в т.ч. высокая светосила), индивидуальный рисунок, прецизионная механика. В цифровую эру серия Limited получила продолжение в линейке для цифрозеркалок с форматом кадра APS-C (DA21/3.2; DA40/2.8 и DA70/2.4). У первых «цифровых лимов» акценты несколько сместились, их основными чертами стали компактность, прецизионная механика, отличные оптические характеристики. Сравнительно недавно легендарная линейка расширилась «специализированными» объективами: DA35/2.8 Macro и DA15/4. Последний из них в центре внимания этой статьи. Продолжит ли он тенденции «цифролимов» или сможет удивить чем-то особенным? В любом случае, надпись Limited обязывает ко многому и дает право оценивать объектив «по гамбургскому счету».
Начнем с очевидного: внешний вид и качество изготовления. И сразу же объектив получает жирный плюс: объектив удивительно компактен даже без оглядок на фокусное расстояние. Механическое качество тоже на высоте. Аккуратный, я бы даже сказал, красивый металлический корпус, выгравированные символы, встроенная лепестковая бленда, внутренняя поверхность которой отделана бархатом, полное отсутствие люфтов, механизм быстрого переключения режимов фокусировки AF/MF (Quick-Shift).… В общем, с точки зрения механики и богатой комплектации DA15/4 – достойный член семьи «Limited». А если сравнить его с одноклассниками, то массогабаритные параметры просто поражают. Сверхкомпактный сверхширокоугольник размером 63 х 39.5мм с диаметром фильтра 49 мм – это само по себе уникально. Но одновременно настораживает – какой ценой достигнута эта компактность? Да и надпись «Made in Vietnam» лишь прибавляет скептицизма. Ведь первые «лимы» производились исключительно в Японии. Что это – оптическое чудо или серия Limited становится все более компромиссной?
Результаты съемки показывают, что истина, как всегда где-то посередине. То, что объектив прекрасно устойчив к контровому свету не удивляет, а скорее воспринимается как должное. Высокая «зайцестойкость» и точная цветопередача - фирменная черта оптики Pentax, даже самых бюджетных ее представителей. А вот отсутствие заметной на глаз дисторсии поражает – все-таки фокусное расстояние 15 мм! Ставим второй жирный плюс. Фотографы, занимающиеся интерьерной съемкой, будут довольны. Разумеется, даже небольшое отклонение камеры при съемке от вертикали приводит к перспективным искажениям (завалам), но характерной «бочки» не видно даже на «критических» сюжетах.
Виньетирование, которого вполне естественно ожидать от такого компактного объектива, на удивление малО. На открытой диафрагме оно заметно, но не чрезмерно, а при зажимании диафрагмы даже на 1 ступень перестает быть проблемой.
Хроматические аберрации, бич цифровой фотографии, исправлены очень хорошо. Цветные контуры на светлом фоне найти не просто. Однако сильные хроматические аберрации часто являются платой за «бритвенную резкость» оптики на открытых диафрагмах. В данном случае имеем обратную ситуацию. На открытой диафрагме разрешение довольно среднее. Не так, чтобы совсем катастрофическое – лучше, чем у любого из широкоугольных зумов для Pentax. Но если сравнивать с более длинными «лимами» - результат может разочаровать. Хорошим результат можно назвать, только если зажать диафрагму до 6,3 и больше. Зато на закрытых диафрагмах разрешение достаточно ровное по всему полю кадра. Похоже, именно разрешение на открытых диафрагмах было принесено в жертву компактности. С другой стороны, для сверхширокоугольника это не самая критичная характеристика, поскольку такое фокусное расстояние не предполагает сюжетов с малой глубиной резкости. Разве только на очень малых дистанциях, но в этом случае малая ГРИП будет даже при зажатой диафрагме. Для DA 15/4 это не теоретические рассуждения. Минимальная дистанция фокусировки составляет всего 18 см. Это позволяет снимать «макропейзажи» с малой ГРИП и даже оценивать боке данного объектива. Боке, кстати, на удивление приятное для широкоугольника, особенно на диафрагме 5,6.
Итак, самый широкоугольный из «лимов» получился интересным. Благодаря своим компактным размерам он будет востребованным спутником фотографа-путешественника. Отсутствие дисторсии высоко оценят те, кто снимает интерьеры и архитектуру. Да и вообще он будет хорошим дополнением штатного комплекта для любого пентаксиста, поскольку места много не занимает, но может оказаться чрезвычайно полезным в тех редких случаях, когда нужно взглянуть на мир шире, не потеряв при этом в качестве. Иногда это нужно для управления перспективой, а иногда это – единственный способ вместить в кадр основной объект съемки.